К основному контенту

a1

Тельма (2017) / Thelma




Поступление в университет становится для юной Тельмы поводом покинуть дом суровых, набожных родителей, которые всегда соблюдали по отношению к девушке некоторую дистанцию. Самостоятельная жизнь и новый круг общения раскрепощают девушку, она ходит в клубы, пьет вино, гуляет допоздна, но неожиданно проснувшееся влечение к сверстнице Ане – слишком сильное потрясение для Тельмы. Подавляя свои чувства, девушка обнаруживает у себя странные способности, сопровождаемые пугающими приступами, но врачи бессильны излечить Тельму. Однажды, когда после очередного такого приступа бесследно исчезает Аня, Тельма решается поговорить с родителями и выяснить жуткие подробности своего прошлого, тщательно скрытые в чертогах памяти и подавленные религиозностью.


Последний уик-энд ноября в российском прокате смело можно называть скандинавским, однако пока внимание большинства зрителей обращено на «Снеговика» шведа Томаса Альфредсона, «Коматозников» датчанина Нильса Ардена Оплева или даже на очередные снежные приключения Олафа, незаслуженно незамеченной может остаться мистическая драма Йоакима Триера «Тельма». Фильм этот интересен не только как возможный будущий конкурент «Нелюбви» Андрея Звягинцева в борьбе за «Оскар» (Норвегия отправила академикам именно «Тельму») и даже не из-за фамилии автора (поклонники авторского кино давно понимают сходство и различие двух Триеров), лента привлекательна своей тематикой, режиссерскими решениями и стилистикой – это своеобразный хоррор, облаченный в одежды авторского кино, или, наоборот, артхаус, скрывающийся за ярлыками и клише «ужастиков». Решайте сами.


Йоаким Триер ранее не снимал жарового кино, но зрители, интересующиеся лентами фестивальными, наверняка помнят его работы, в частности драму «Громче, чем бомбы», которую прокатывали в России. Именно на контрасте с предыдущими работами постановщика «Тельма» смотрится особенно радикально, хотя бы из-за открывающей сцены с отцом, целящимся из ружья в голову своей маленькой дочери. Далее Триер легко использует шаблоны, привычные любому фильму ужасов: в кадре постоянно мигает электрический свет, а пламя свечей то и дело задувают внезапные сквозняки, птицы здесь бьются в закрытые окна, а змеи ползают по постелям спящих героев, таинственные фигуры стоят в свете фонаря на кромешно темной улице, а в жутком доме престарелых героиню ожидает безумная старуха. Но все показанное – не более чем игра Триера с визуалом и кадром, ему интереснее внутреннее состояние его героини.


Интересно это состояние и для зрителя – ситуация-то изначально кажется вполне обыденной и житейской. Девушка впервые надолго покидает родной дом, в кои-то веки оказывается предоставлена сама себе и, несмотря на частые «проверочные» звонки родителей, может распоряжаться свободным временем. Ничуть не удивительно, что вместе с определенной свободой приходят и чувства, в данном случае – к очаровательной Ане, девушке с параллельного студенческого потока. И вот здесь начинается самое интересное: Тельма, не чувствуя осуждения «греховного влечения» со стороны, неосознанно начинает ограничивать сама себя, причем задействует при этом те стороны своего характера и организма, которые пугают ее саму.


Разумеется, в «Тельме» присутствует значительный мистический пласт, фильм обращается к скандинавским легендам о ведьмах, затрагивает вопросы, на которые у ученых пока нет ответов, сталкивает лбом науку и религию, но нужно понимать, что Триер говорит языком символическим, а за абстрактными магическими кульбитами сюжета располагаются самые реальные проблемы современного молодого человека, в определенном возрасте получающего опыт первой самостоятельности, первой любви, первых разочарований. Да, авторы часто предпочитают прямым заявлениям иносказание, символы и намеки, но семи пядей во лбу иметь не нужно, чтобы клубок чувств Тельмы распутать и «перевести» на человеческий язык. В этом отношении финал, слишком приземленный и даже банальный, несколько разочаровывает.


Впрочем, даже если зрителя разочарует сюжет «Тельмы», всегда остается возможность насладиться великолепной актерской игрой – исполнительница главной роли Элли Харбоа проделала колоссальную работу. Девушка испытывает колоссальную гамму чувств, ей приходится переживать несколько не самых приятных часов в жутковатых условиях, но ни в одном из эпизодов не чувствуется и капли фальши. Столь же теплых слов заслуживают и Хенрик Рафаелсон и Эллен Доррит Петерсен, сыгравшие родителей Тельмы, – им на протяжении фильма приходится «играть в тайну», а это неимоверно сложно, указанное трио легко занимает внимание зрителя.


Но что еще лучше характеризует «Тельму», так это то, что картина оставляет место для трактовок. Несмотря на очевидность финала, историю девушки можно рассматривать с самых разных точек зрения – хотите, считайте произошедшее даром Небес или проклятием, хотите, списывайте на загадки медицины или силу любви, а можете даже считать Тельму Богом. Ведь Бог – это любовь, так почему бы ему не проявить себя в столь необычном образе? 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Меч короля Артура (2017) / King Arthur: Legend of the Sword

Принц Вортигерн (Джуд Лоу) использует черную магию и захватывает власть в средневековом Лондиниуме, столице Англии. Ему удается убить своего брата-короля Утера и отделаться от королевы, но перед смертью монаршья чета спасает маленького наследника Артура. Мальчик воспитывается в злачном районе города и вырастает во влиятельного и предприимчивого, но порядочного бандита (Чарли Ханнэм), который «крышует» торговлю и публичные дома. Проходят годы, и на поверхность выходит прежде находившийся под водой камень, в который воткнут Экскалибур – меч Утера, дававший королю нечеловеческую мощь. Вытащить меч из камня может лишь отпрыск бывшего правителя. Вортигерн решает использовать эту возможность, чтобы найти племянника и избавиться от него. Всех мужчин подходящего возраста сгоняют к камню, и Артур, давно забывший о своем происхождении, оказывается среди испытуемых. История о восхождении на трон короля Артура – одна из любимых британских легенд. Она много раз рассказывалась в кино и на ТВ

Логан (2017) / Logan

2029 год. Мир постепенно забывает о мутантах, от которых остались лишь легенды да перевирающие реальные истории комиксы, последний ребенок со сверхспособностями родился четверть века назад. Давно отошедший от дел Росомаха прячет оставшихся в живых Профессора Икс и мутанта по имени Калибан на заброшенном складе у границы с Мексикой, а сам пытается заработать хоть какие-то деньги. Однако как Логан ни пытается утихомирить свои инстинкты, с прошлым прирожденному убийце не совладать, и жизненный путь его всегда усеян трупами. По этим следам Росомаху находят охотники за мутантами и женщина, утверждающая, что девочка, с которой она пытается добраться до Канады, имеет родственную связь с Логаном. Под воздействием обстоятельств Росомахе, Чарльзу и их новой одиннадцатилетней подруге Лауре приходится отправиться в опасное путешествие через Америку. Последнее путешествие людей, которых мир так и не смог принять… Сколько вам было в 2000-м, когда в прокат вышли первые «Люди Икс»? Даже если т

Скайлайн 2 (2017) / Beyond Skyline

Спивающийся полицейский детектив Марк (Фрэнк Грилло) в который раз забирает из участка своего непутевого сына Трента (Джонни Уэстон), угодившего туда за драку. По дороге домой эти двое оказываются в эпицентре инопланетного вторжения. В составе небольшой группы случайных знакомых отец с сыном пытаются пробраться (преимущественно по подземным туннелям) к побережью, где им на помощь должны прийти войска. Если по краткому описанию сюжета выше вам кажется, что про «Скайлайн 2» вы все уже поняли и на него уже можно лепить ярлык клона «Монстро», то вы совершаете гигантскую ошибку – достаточно сказать, что заканчивается фильм в джунглях, где в одном углу экрана гигантские инопланетяне косплеят Трансформеров, бросаясь друг другом в древние храмы, а в другом – Ико Ювайс и Яян Рухьян изображают «Рейд 3», полосуя пришельцев ножиками и мачете. Не ожидали ведь? Главное достоинство и одновременно беда «Скайлайна 2» в его незамутненной завиральности, граничащей с придурковатостью. Это целлуло

a2