К основному контенту

a1

Звёздные Войны: Последние Джедаи (2017) / Star Wars: The Last Jedi




Одним ударом уничтожив столицу Новой Республики и ее флот, Первый Орден переходит в массированное наступление. Вскоре у Сопротивления остается лишь несколько крупных кораблей и эскадрилья истребителей и бомбардировщиков. Повстанческий флот под командованием генерала Леи Органы (Кэрри Фишер) пытается оторваться от преследующих его линкоров Ордена, но те выслеживают Сопротивление и преследуют его по пятам. Тем временем Рей (Дейзи Ридли) тщетно пытается уговорить магистра-джедая Люка Скайуокера (Марк Хэмилл) присоединиться к Сопротивлению или хотя бы дать ей несколько уроков мастерства.


«Звездные войны» вскоре после своего дебюта стали мультимедийным проектом, охватывающим несколько развлекательных индустрий. Однако в то время, когда «Войнами» распоряжался их создатель Джордж Лукас, фильмы цикла были и оставались единственным «каноном», который было необходимо знать для понимания новых эпизодов и происходящих в них событий.


Теперь, после перехода франшизы под контроль Walt Disney, «Звездные войны» устроены иначе. Чтобы в полной мере понимать их сюжеты и всех персонажей, нужно не только ходить в кино, но и смотреть телевизионные мультфильмы, читать книги и комиксы «Войн», а также обращать внимание на видеоигры с развитым сюжетом. Как минимум стоит просматривать специализированные Википедии, обобщающие почерпнутые из разных мест факты.


Для преданного фаната это скорее плюс, чем минус. Есть чем заняться в промежутках между премьерами! Но с точки зрения кинокритика немного неприятно видеть, как в фильмах появляются персонажи со «звездочкой» и примечанием: «Хотите узнать больше? Штудируйте другие медиа». Таковы, в частности, Со Геррера в прошлогоднем «Изгое-один» и вице-адмирал Эмилин Холдо в новых «Последних джедаях». Фильм показывает Холдо достаточно долго, чтобы о ней многое можно было понять, но все же нужно знать ее книжную предысторию, чтобы досконально в ней разобраться.


К счастью, это единственная существенная претензия, которую можно предъявить картине Райана Джонсона. Два года назад «Пробуждение Силы» напугало нас своим откровенным подражанием «Новой надежде». Тогда показалось, что новый продюсер эпопеи Кэтлин Кеннеди и ее режиссеры и дальше будут вольно копировать классические ленты, добавляя в проверенные сюжеты политкорректность и поднимая планку спецэффектов. Но, хотя в «Последних джедаях» чувствуется сюжетное влияние пятого эпизода «Империя наносит ответный удар» и шестого эпизода «Возвращение джедая», это не атака клонов, а то, чего мы ждали с самого начала, – полноценная эволюция «Войн», которая воздает должное классике, но не становится ее рабом. Иными словами, Джонсон, в отличие от Абрамса, ведет цикл вперед, а не топчется на месте.


Мы не хотим и не будем подробно расписывать, что происходит в фильме, потому что «Последних джедаев» стоит увидеть, ничего или почти ничего не зная об их сюжете. Однако мы уже чувствуем, что ленту будет приятно пересматривать, даже выучив ее наизусть.


«Последние джедаи» – это блокбастерный «полный фарш», где нашлось место для всего, чем развлекают лучшие голливудские ленты. Неожиданные и остроумные шутки соседствуют с патетическими речами и драматичными проявлениями героизма, а залихватские приключения сосуществуют с тонкими психологическими штудиями и даже философскими рассуждениями и социальными обобщениями. Рукопашные схватки на световых мечах (и не только на них) сменяются космическими баталиями, романтические и душевные моменты – проявлениями злобы и ненависти, а потрясающие нарисованные пейзажи – завораживающими природными красотами, найденными в разных уголках земли. Причем разнообразие картины не сваливается в эмоционально невнятную неразбериху. У Джонсона все там и тогда, где должно быть для усиления общего эффекта. Даже мимимишные птички-порги в фильме уместны – уместнее, чем эвоки в «Возвращении джедая».


Поразительнее всего то, что режиссер, который в одиночку сочинил картину, смог вплести в повествование духовное развитие почти каждого значимого персонажа, кроме достигших высших точек Добра и Зла генерала Леи и Верховного лидера Сноука. И, подобно спутникам Элли в «Волшебнике Изумрудного города», персонажи «Последних джедаев» получают то, чего им недостает. Так, изначально настроенные на жертвенность По Дамерон и Роуз Тико (новая главная героиня из технического подразделения Сопротивления) учатся ценить жизни товарищей, а склонный к эгоизму Финн, наоборот, проникается духом героизма и товарищества. Еще более сложный путь проходят Рей и Кайло Рен, которые в «Последних джедаях» очень тесно взаимодействуют. Даже Люк Скайуокер не копирует умиротворенного Йоду в «Империи», а развивается как персонаж и как человек, несмотря на возраст и джедайскую умудренность.


Прокладывая собственный путь, Джонсон попутно исправляет то, что раздражало в «Пробуждении Силы». В частности, фильм объясняет, откуда взялась сверхсила Рей и почему в кульминации «Пробуждения» девушке удалось победить опытного воина Кайло в схватке на мечах. Кажется, это прямое общение Lucasfilm с фанатами, и приятно, что студия реагирует на претензии, а не гнет свою линию. Хотя возможно, что лента проговаривает то, что Абрамс имел в виду, но не сказал в своем фильме. В любом случае хорошо, что эти вопросы прояснены.


Кого «Последние джедаи» могут разочаровать? Во-первых, тех, кого не устроит этническая пестрота главных героев. Политкорректность победила, и из Голливуда она никуда не уйдет. Если вы еще не привыкли, что главный герой «Звездных войн» может выглядеть как британский нигериец Джон Бойега или американская вьетнамка Келли Мари Тран, то придется привыкать или искать другой Голливуд.


Во-вторых, картина не порадует тех, кто ждет продолжительных и акробатических схваток на мечах в духе приквелов «Звездных войн». Бои в фильме Джонсона яростны и коротки. Они изобретательны, но не изощренны. Это противостояния персонажей, а не боевые демонстрации, что соответствует общей концепции новой трилогии: «Больше классического Лукаса, меньше Лукаса приквелов».


В общем, если вы следите за событиями в мире «Войн», вы не простите себе, если не увидите «Последних джедаев» на большом экране, в наилучшем возможном качестве. Это не абсолютно идеальная, но превосходная лента, и ее уже называют лучшей во всем цикле после непревзойденной «Империи». 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Меч короля Артура (2017) / King Arthur: Legend of the Sword

Принц Вортигерн (Джуд Лоу) использует черную магию и захватывает власть в средневековом Лондиниуме, столице Англии. Ему удается убить своего брата-короля Утера и отделаться от королевы, но перед смертью монаршья чета спасает маленького наследника Артура. Мальчик воспитывается в злачном районе города и вырастает во влиятельного и предприимчивого, но порядочного бандита (Чарли Ханнэм), который «крышует» торговлю и публичные дома. Проходят годы, и на поверхность выходит прежде находившийся под водой камень, в который воткнут Экскалибур – меч Утера, дававший королю нечеловеческую мощь. Вытащить меч из камня может лишь отпрыск бывшего правителя. Вортигерн решает использовать эту возможность, чтобы найти племянника и избавиться от него. Всех мужчин подходящего возраста сгоняют к камню, и Артур, давно забывший о своем происхождении, оказывается среди испытуемых. История о восхождении на трон короля Артура – одна из любимых британских легенд. Она много раз рассказывалась в кино и на ТВ

Логан (2017) / Logan

2029 год. Мир постепенно забывает о мутантах, от которых остались лишь легенды да перевирающие реальные истории комиксы, последний ребенок со сверхспособностями родился четверть века назад. Давно отошедший от дел Росомаха прячет оставшихся в живых Профессора Икс и мутанта по имени Калибан на заброшенном складе у границы с Мексикой, а сам пытается заработать хоть какие-то деньги. Однако как Логан ни пытается утихомирить свои инстинкты, с прошлым прирожденному убийце не совладать, и жизненный путь его всегда усеян трупами. По этим следам Росомаху находят охотники за мутантами и женщина, утверждающая, что девочка, с которой она пытается добраться до Канады, имеет родственную связь с Логаном. Под воздействием обстоятельств Росомахе, Чарльзу и их новой одиннадцатилетней подруге Лауре приходится отправиться в опасное путешествие через Америку. Последнее путешествие людей, которых мир так и не смог принять… Сколько вам было в 2000-м, когда в прокат вышли первые «Люди Икс»? Даже если т

Скайлайн 2 (2017) / Beyond Skyline

Спивающийся полицейский детектив Марк (Фрэнк Грилло) в который раз забирает из участка своего непутевого сына Трента (Джонни Уэстон), угодившего туда за драку. По дороге домой эти двое оказываются в эпицентре инопланетного вторжения. В составе небольшой группы случайных знакомых отец с сыном пытаются пробраться (преимущественно по подземным туннелям) к побережью, где им на помощь должны прийти войска. Если по краткому описанию сюжета выше вам кажется, что про «Скайлайн 2» вы все уже поняли и на него уже можно лепить ярлык клона «Монстро», то вы совершаете гигантскую ошибку – достаточно сказать, что заканчивается фильм в джунглях, где в одном углу экрана гигантские инопланетяне косплеят Трансформеров, бросаясь друг другом в древние храмы, а в другом – Ико Ювайс и Яян Рухьян изображают «Рейд 3», полосуя пришельцев ножиками и мачете. Не ожидали ведь? Главное достоинство и одновременно беда «Скайлайна 2» в его незамутненной завиральности, граничащей с придурковатостью. Это целлуло

a2